Испанцы
(Трагедия в пяти действиях)
Действия: I II III IV V
Действующие лица:
Дон Алварец, дворянин испанский. Эмилия, дочь его. Донна Мария, мачеха ее. Фернандо, молодой испанец, воспитанный Алварецом. Патер Соррини, итальянец-иезуит, служащий при инквизиции. Доминиканец, приятель Соррини. Моисей, еврей. Ноэми, дочь его. Сара, старая еврейка. Испанцы, бродяги, подкупленные Сорринием. Жиды и жидовки. Служители инквизиции. Слуги Алвареца, слуги Сорриния, народ, гробовщики. |
Посвящение
Не отвергай мой слабый дар, Хоть здесь я выразил небрежно Души непобедимый жар И дикой страсти пыл мятежной. Нет! не для света я писал -- Он чужд восторгам вдохновенья; Нет! не ему я обещал Свои любимые творенья. Я знаю: все равно ему, Душе ль, исполненной печали, Или веселому уму Живые струны отвечали. Но ты меня понять могла; Страдальца ты не осмеяла, Ты с беспокойного чела Морщины ранние сгоняла: Так над гробницею стоит Береза юная, склоняя С участьем ветки на гранит, Когда ревет гроза ночная!..
Примечания
Трагедия Михаилаа Лермонтова «Испанцы» написана а 1830 году. Первая полная публикация - в издании П.А. Ефремова «Юношеские драмы М.Ю. Лермонтова».
«Испанцы» — одно из значительных произведений русской романтической драматургии 1830-х годов, представляющее собою важный этап в творческом развитии Лермонтова.
Сама испанская тема является характерным проявлением того интереса передовой части русского общества к Испании, который был особенно значителен в эпоху испанской революции 1820г. Об интересе Лермонтова к Испании свидетельствуют также другие его произведения: поэмы «Две невольницы» в «Исповедь», вторая редакция «Демона» и ряд рисунков.
В трагедии Лермонтова изображена Испания периода особенно жестокой деятельности инквизиции (XV — XVII вв.), но без точного исторического приурочения, так как ее хронологические данные противоречивы. С одной стороны, официальное проживание в Испании раввинов и правоверных, т.е. сохранивших свой веру, евреев указывает на эпоху до 1492г. С другой стороны, наличие среди действующих лиц трагедии монаха-иезуита и трехкратное упоминание имени Лютера переносят действие ее в эпоху после 1540г. (год утверждения ордена иезуитов). Однако пространный рассказ Алвареца о его многочисленных предках (действие первое, сцена I), в том числе о первом из них — современнике испанского короля Карла I, отодвигает действие трагедии даже в XVII в.